Що означають слова "Я порушив піст"?

26 березня 2021
Протоієрей Костянтин Камишанов: Піст дає нам можливість пожити іншим життям, дізнатися про радість мирного праведного життя, знайти блаженство не в боротьбі та накопиченні благ, а в любові до ближнього та Бога. 

Христос воскресает не после поста. Он воскрес раз и навсегда. Как и родился Христос – раз и навсегда. Пасху можно праздновать, как в этом году, первого мая. А можно праздновать хоть каждый день. Чем, собственно, и занимался преподобный Серафим Саровский. Каждый день для него начинался словами:
– Христос Воскресе, радость моя!
Для того, чтобы христианам было радостнее, император Константин постановил праздновать Христово Воскресение один раз в неделю.
Но нам так тяжело. Для нас, к сожалению, неделя начинается не с Воскресения, а с понедельника, который, как известно, день тяжелый. Пасха каждый день, или хотя бы раз в неделю, нам утомительна, и мы готовы радоваться вместе с Богом всего раз в году.
Эта радость заключается в ощущении близости Бога. Увидеть близко Бога может только чистое сердце. Вот для этого и существует пост.
Что такое пост? Что означают слова наших прихожан: «Я нарушил пост»?
Это всегда означает одно – человек съел что-то недозволенное.
Если бы наш Бог был Гастроном, то было бы справедливо экономить, на радость Гастроному, колбасу, молоко, рыбу, шоколад и печения на сливочном масле. Но наш Бог – не гастроном.
Если бы наш Бог был Ленин, то было бы хорошо ему на радость вообще ничего не есть, а продукты и церковную утварь сдавать в помощь нашим республикам и народам Африки, борющимся с американским империализмом. Но наш Бог – не Ленин, и Христу голодомор не нужен.
Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе – сказал апостол Павел.
Итак, пост – это наша праведность, мир и радость во Святом Духе.
Если плод поста – радость, то почему нам Великий пост кажется тяжелым, долгим, трудным? Почему мы в пост напрягаемся из последних сил? Почему нам пост кажется не радостью, а жертвой?
Потому, что мы совершенно не понимаем то, что сказал апостол, и то, для чего воскрес Христос.
Он воскрес не для того, чтобы брать с нас налог свечками, колбасой, молоком, нашими слезами и нашими униженными поклонами, или булочками из белой муки.
Он Бог. Ему ничего этого не надо. Ему вообще ничего не надо, кроме того, что для Бога является ценностью – любви.
Это не мы в пост делаем Ему одолжение и издеваемся над собой, избегая тучной пищи, супружеских обязанностей, или дней рождения и весенних шашлыков.
А это Он нам делает одолжение и сжаливается над нами.
Нас терзают, мучают, угнетают и обессиливают грехи. Грех – это болезнь души. Есть болезни смертные. А есть грехи смертные. И если не лечить, например, туберкулез, очень быстро умрешь. То же самое с душой. Если не лечить жадность, хамство, зло, зависть, мстительность, блуд, хищение, то душа непременно умрет.
По нашей земле ходит полно людей с умершей душой. И ничего. Только вот их видно по тому, что они всё время страдают – даже на море, даже во сне, даже на свой день рождения.
 
И вот Святая Церковь, жалея нас, пытается вылечить нашу душу, вытащить из нашей головы паразитов – грехи. Пост – это время нашего санаторного лечения. В пост мы приходим в себя. Очищается сердце. В него входит Бог. Уходит страх и страдание. И мы, словно умыв глаза, видим, что этот мир совсем не плох и он очень похож на Рай, потому что Бог близко.
Этот мир залит светом и радостью.
Но мы так сумели прожить, что превратили собственную жизнь в ад, в сплошное страдание, уныние и тоску. Сын пьет. Дети не слушают. Старики «выносят мозги» своим бубнежом. Их уже дома никто не слушает. С ними просто невыносимо, так они приходят в церковь. Тут их еще не слушали, но хорошо узнают по словам:
– Женщина, отойдите с этого места. Это мое место в храме.
О какой любви, о каком Христе, о какой Пасхе можно говорить с таким человеком? Какой ему пост? Ему бы не в церкви, а в тюрьме стоять и слушать гимн Советского Союза.
Мы так сумели прожить, что Богом данная нам Церковь-семья превратилась в клубок целующихся змей, в банку с пауками.
С чего начать?
Ради Бога, не с колбасы. Конечно, пища влияет на тонкий дух и на молитву. Любой может заметить, что если переесть после литургии, то уходит радость причастия. Душа делается сонной, ленивой, усталой, и дух молитвы покидает ее.
То же с Пасхой. Душа поет как птица – до первого обжорства с шашлыком, вином и осуждением. Сорок дней душа стяжала дух, а к 14 часам пасхального дня всё ушло в песок и понеслось? Того осудил, про деньги вспомнил, дела запланировал, дома поругался. Порядок. Ждем Петрова поста.

Пища в неумеренном количестве может отяготить молитвенную душу и духовного человека. Но что отягощать, когда нет ни молитвы, ни духа? Человек искренне говорит сам себе: «Вот, духовные люди принесут Богу на Пасху в подарок плоды праведности. А я – человек простой, пожертвую ему хотя бы молока с булочкой из белого теста».
Ты сошел с ума! Если ты человек простой, начни не с питания, а с мира.
Тебя не слушают дети? А может быть, ты так живешь, что тебя в самом деле лучше не слушать?
По-мирски-то хорошо, а по Богу ли жить в одно лицо, подгребая всё, что дал Бог, под себя? В этом нет ни любви, ни правды. Вот они и не слушают. И правильно делают.
Более того, Господь дал, например, отцу богатые дары – ум, силу, здоровье, а отец всё обернул себе в капитал. Бог посмотрел на такого жадину и решил, что не стоит сил тратить на его сыновей. Пусть уж лучше растут простецами. Вреда меньше. А родители бьются: наши дети ничем не хотят заниматься! Не хотят быть такими же, как мы, расчетливыми, жадными и самолюбивыми. И никак не договорятся.
Первый плод поста – МИР! В первую очередь в семье. Мир с детьми. Мир с выжившими из ума стариками. Мир на работе. Мир везде.
Это не значит, что надо замолчать и унижаться перед всеми. Напротив. Мир, Христа ради, приносит на сердце вместо дыма войны со всеми – благоухание. Попробуйте это блаженство мира от Бога. Не унижаться, а врачевать вражду в своем сердце и в сердце ближних.
И, конечно, мир с Богом. Никакого греха. Позволим душе отдохнуть от зла, неправды и боли.
Второй плод – радость. Пост – это время, когда мы можем кого-то порадовать своей заботой, деньгами, молчанием, любезностью, молитвой и помощью. За жертву помощи и радости Бог отблагодарит нас благодатью.
Нет ничего в мире дороже для сердца этой благодати. В ней сладость сердца. В ней покой. В ней полное забвение горя и боли.

Третий плод – видение Бога. Нужно постом тренироваться видеть Бога рядом. Все наши грехи – от потери этого зрения. Забыл, что Бог рядом и что Он всё видит, взял в ослеплении и напакостил. Принес горе себе и ближнему. Принес себе и ближнему страдание. А зачем?
Нет, это совсем не нужно – принимать лишнее горе и зло.
Этих плодов – мир, радость и видение Бога – немного, и они просты, зато вес их в глазах Бога велик.
Пост дает нам возможность пожить другой жизнью, узнать сладость мирной праведной жизни, найти блаженство не в борьбе и капитале, а в любви к ближним и Богу.
Прекрасное время – пост. Это время свободы от страданий, от тьмы, от власти зла. Это время мира и прохлады сердца, которую мы себе можем позволить. Пост – это предложение от Бога позволить себе быть счастливым и светлым. А почему нет?
 
Богу нас жалко, и Он учит нас посту и жизни рядом с Собой в сиянии божественного блаженства. А не тому, что мы приносим Ему какую-то там жертву. Наоборот, это Бог постом усиливается быть ближе к нам. Он помогает нам отделить от души коросту греха. Он помогает душе быть мужественной в том, что требует усилий в ее очищении, подвиге миролюбия и счастливой жертвенности. Он учит, что нам сказать для мира. Он учит, что нам сделать ради радости и любви. От нас требуется только воля и больше ничего.
Апостол Павел пишет:
«Ибо Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе.
Итак будем искать того, что служит к миру и ко взаимному назиданию».
И эти слова имеют продолжение в Евангелии:
«Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.
А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам».
 
Протоієрей Костянтин Камишанов

Допомогти храму ви можете, надіславши гроші на картку через Приват24.

Приватбанк
4149 4390 0091 7074
Маринчак В.А.

або

5169 3305 1630 1279
РГ ХРАМ СВЯТОГО ІОАНА БОГОСЛОВА