Молитися псалмами

24 листопада 2017
Готуючись до Різдвяного посту, кожен з нас роздумує над тими духовними завданнями, які варто поставити перед собою на ці дні. Бо пам"ятаємо ,що піст-це не стільки тілесні обмеження, скільки можливість духовно зростати. При нашому храмі діють декілька молитовних груп з читання Євангелія та Псалтирі, робота яких особливо посилюється під час Посту. Сьогодні ми хочемо розпочати цикл матеріалів про читання Псалтирі мирянами, особливості цього читання та взагалі традиції Православної Церкви щодо цієї величної книги Святого Писання.  
Пропонуємо вашій увазі роздуми Лучано Маникарди,ченця общини в Бозе, Італія про псалми як молитву.

Можно ли молиться Псалмами? Этот вопрос может показаться банальным, но в действительности это не так. Христианская традиция, засвидетельствованная многими древними христианскими авторами, в частности, монашескими, делает различие между псалмопением и молитвой.

Но Псалмы — это молитвы. Эти столь трудные, столь далекие от нас тексты, могут быть нашей молитвой, если мы войдем в их духовную динамику. В Псалмах мы можем найти свою собственную историю. Псалмы — зеркало человеческого существования.

Молиться Псалмами непросто. Для новоначального пользование ими как молитвой может показаться трудным. Но следует с терпением пытаться вникать, входить в них. И постепенно поймешь, что Псалмы — исключительное средство диалога с Богом. Они назидательны, они приготовляют тебя к любой твоей молитве. Псалмы — не только книга молитв, они — школа молитвы.

Никогда не следует произносить их быстро или механически: это будет бесполезной молитвой. Произносимые слова необходимо сделать частью своего внутреннего мира. Чтобы сделать моими слова, которые не мои, необходимо усиленное внимание для сочетания ума и голоса: сочетания моего разумения, внимания, сердца, присутствия со словами, которые произношу. Ведь произносятся не мои собственные, а полученные мной слова. Поэтому я должен быть собран, исключительно внимателен к тому, что произношу. «Когда поем Псалмы, наш дух согласовывается с нашим голосом, mens nostra concordit voci nostre» (Устав преп. Бенедикта).

Монашество всегда учит тому, что качество молитвы предпочтительней количества читаемых Псалмов. «Совершенство молитвы — не в количестве, а в качестве» (преп. Евагрий Понтийский). «Молитва да будет краткой» (Устав преп. Бенедикта). Нет пользы в умножении слов пред Богом (Еккл 5:1,6. Мф 6:7). Когда мы молимся, молимся от всего своего существа, молитва объемлет все, что в нас, все, что мы несем в себе. А в себе мы несем не только какие-то мимолетные сантименты, но — всю совершаемую жизнь, все наши отношения, любовь и страдания. «Полезнее пропеть с разумною раздельностью 10 стихов, нежели весь Псалом со смятением, которое иногда происходит от поспешности произносящего» (преп. Иоанн Кассиан Римлянин).

Псалмы — не только книга молитв, состоящая из 150 различных молитвенно-поэтических композиций. Псалмы также — школа молитвы. Псалтирь вводит нас в сферу, содержание которой может стать нашей молитвой. Псалтирь учит нас осмыслению собственной жизни, которая связана с жизнью народа, Церкви, общины, жизни, которая проживается в истории, учит представлять ее Богу, говорить о ней Богу ради того, чтобы принять от Бога свет, помогающий дальше жить этой же самой жизнью, но уже в большем послушании Богу. Псалмы объединяют слово человека, обращенное к Богу, и слово Бога, обращенное к человеку. В Псалмах две эти составляющие неразрывно переплетены между собой. Псалтирь — книга Библии и, как таковая, содержит слово Бога к человеку. И в то же время, в Псалтири — слова человека к Богу. «Открой уста твои, и Я наполню их» (Пс 80:11). Наполню чем? — Словами, которые говорю тебе. Как отец учит сына говорить, говоря с ним, «влагая» в его уста слова, точно так же Бог делает со своим народом. В Псалмах — слова, которым Бог учит обращаться к Нему. Поэтому, чтобы научиться молитве, надо прежде всего научиться слушать. Это справедливо для всякой христианской молитвы, особенно — для Псалмов. Получаем слова от Бога, слушаем их и — направляем Богу. «Как дождь и снег нисходит с неба и туда не возвращается, но напояет землю и делает ее способною рождать и произращать.., так и Мое слово, которое исходит из уст Моих, — оно не возвращается ко мне тщетным, но исполняет то, что Мне угодно, и совершает то, для чего Я послал его» (Ис 55:10-11). Слово, исходящее от Бога, устанавливает диалог с человеком. Этот диалог устанавливается словом Божьим (как в сердце личности, так и в сердце общины), откуда оно вновь восходит к Богу в форме молитвы.

Молитва Псалмами ведет нас к уподоблению Христу. Насколько мы можем сделать слова Псалмов своими словами, настолько мы возрастаем во Христе. «Христос, — говорит св. Августин, — истинный молящийся Псалмов».